Когда
ребенок пьет молоко и одновременно по радио звучат новости, молоко
имеет один вкус; если бутылочку держит отец - вкус уже другой; иным
вкус будет и тогда, когда малыш слышит голос матери, при кормлении его
грудью.
Постепенно,
с взрослением, приобретением и повторением впечатлений, ребенок
определяет вкусу пищи постоянное место в структуре своего личного
опыта. Случается, что у малыша проявляется и нежелание пробовать что-то
новое, но со временем это может смениться на предпочтение этого вкуса. Тем более, что вкусовые предпочтения – вещь достаточно пластичная.
А
вот если ребенок активно протестует против вкуса нового блюда, не стоит
очень переживать из-за такой реакции. По истечении какого-то времени (у
каждого индивидуально, от нескольких дней – до нескольких недель и
месяцев) просто терпеливо возобновляйте попытки, предложите еще раз эту
пищу, только постарайтесь сделать это в эмоционально позитивной
обстановке.
Такой
деликатный подход и постепенное привитие ребенку новых вкусов, будет
полезно и для развития у ребенка позитивной позиции перед новизной,
нестандартных опытов, терпения, гибкости, потребности в
экспериментировании и познании.
Но
не стоит вопреки желанию ребенка уговаривать его попробовать новое.
Если атмосфера дегустации будет носить эмоционально негативную окраску
принуждения, напряжения, уговаривания, может произойти длительная
фиксация ребенка на такой ситуации, и он долго еще будет реагировать на
тот продукт или блюдо с предубеждением. А вот в случае, если ребенку
понравится вкус, следует обязательно признать и одобрить выбор малыша.
В
моменты, когда малыш протестует, он передает родителям очень важную
информацию: что у него есть полное право на собственные вкусы, которые
не должны быть тождественны с родительскими. Поэтому родителям важно не
интерпретировать такое поведение как кратковременный каприз, а
считаться с ним, принимать во внимание всегда, как только
это возможно. Ваше позитивное отношение к детским автономным решениям,
относительно вкусовых предпочтений и в других вещах, воспитывает в
малышах уверенность в том, что и они могут влиять на свою жизнь (пока
на отдельные ее аспекты). Дети в таком случае усваивают, что у них
всегда есть выбор и что взрослые к этому выбору относятся с уважением.
В
процессе развития ребенок оценивает действительность с точки зрения:
безопасности, принятия своих потребностей, уважения своего мнения.
Когда родители дают возможность ребенку выражать и реализовывать
собственные желания (в том числе и вкусовые), даже в случае отказа
(если это разумно подкреплено родителями) - это учит малышей
независимости, ответственности за последствия своих поступков.
Систематическое
возобновление попыток испробовать что-то новое и ожидание момента,
когда малыш созреет до его принятия, принесет значительную пользу и в
психологическом плане, а именно – жажду к жизни, желание познавать ее в
разных аспектах. Ведь нет ничего ценнее здорового блеска в глазах наших детей!